Неделя 5-я Великого поста. Митр. Антоний Сурожский

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

В ряду торжествующих, полных надежды седмиц Великого Поста мы сегодня вспоминаем святую Марию Египетскую.Почему Церковь включила ее образ в эти недели? Не потому ли, что в ней мы видим торжество Божией силы и торжествовоистину ответной человеческой любви? Или, может быть, мы видим торжество человеческого отчаянного зова опомощи и победу, которая дается Богом, Его любовью, Его силой и крепостью.

О святой Марии Египетской можно сказать кратко: она была жительница Александрии, женщина дурной жизни, позор своихсограждан, соблазн, погибель. В какой-то день ей захотелось поклониться живоносному Кресту Господню, частица которогонаходилась в одном из храмов. И не думая о своей греховности, не думая о том, что по ее жизни у нее ничего общего нет стем Богом чистоты и любви, Которому она хотела поклониться, она дерзновенно захотела войти в храм. Но какая-то сила ееостановила; каждый раз, как она приближалась к вратам, она была отброшена. И она пришла в ужас, и она обратилась кМатери Божией за помощью и за милосердием – и была допущена в храм. Но из храма она не вернулась к прежнейпозорной жизни; она ушла в пустыню и там провела, в неописуемом подвиге, в совершенном одиночестве, всю своюостальную жизнь до смерти; жизнь, которая не была жизнью бесплотного существа, но была поистине жизньювоплощенного духа, ожившего покаянием и благодатью.

Чему мы можем научиться от этой жизни? Мария Египетская была блудница; но блуд не заключается только в телесномгрехе, в презрении своей телесности и личности другого человека. Блуд заключается в том, что человек заблуждается; онзаключается в том, что цельность человеческой любви раздробляется, мельчает и человек уже неспособен всей душой,всем сердцем, всей мыслью, всем телом, всем существом своим любить одного человека и единого Бога... Блуд, вшироком смысле, который ему придает Священное Писание, это идолопоклонническая привязанность к видимому миру.Мы ослеплены тем, что видим, мы не видим невидимого, потому что наше внимание, наш взор приложен только к тому, чтовидимо и осязаемо. Блуд заключается в том, чтобы отдать свое сердце не тому, что достойно любви; блуд заключается в том,что свою волю, вместо того, чтобы ее направить к единому на потребу, к чистой, святой любви к человеку, к людям, к Богу,мы распыляем так, что она направлена анархично, во все стороны, так, что она служит всем идолам, всем желаниям, всемпорывам. Разве не все мы заражены этой болезнью блуда? Разве мы цельны сердцем, не разделены умом? Разве воля нашане колеблется?..

И вот мы можем себе представить себя самих в образе этой женщины. Вся жизнь наша подобна ее жизни; и, как она, мыпорой хотим поклониться Живому Богу, хотим пробиться до Его животворного присутствия – и как часто мы этого неможем сделать! Как часто мы хотели бы молиться – но молитвы нет; мы хотели бы любить – но сердце каменно; хотели бысобрать наши мысли – а мысли разбегаются, расплываются; хотели бы всей волей своей начать новую жизнь, но нет этойволи – она разложилась на какие-то составные части, желания, мечты, тоску – а крепости в ней нет... Как часто мы подобныморским волнам, которые ударяются об утесы, взлетают и опадают вновь в лоно морское, ничего не достигнув. Редко, редкомы останавливаемся, однако, вниманием на этом. Мгновениями мы тоскуем, мгновениями болит у нас сердце,мгновениями мы думаем: Неужели мне закрыт путь к Богу?.. Но потом мы успокаиваемся, забываем, нас засасываетболото... Не так случилось с Марией Египетской: ее охватил ужас, и она бросилась за помощью, за милостью, заспасением...

Нам тоже надо научиться этому: никогда не утешаться тем, что не пробиться нам к Богу, не подойти к Нему. Нам надонаучиться такой тоской о Нем тосковать, так к Нему пробиваться, чтобы, наконец, сила Божия и милость Божия ответили нанаш зов и на наше отчаяние, полное непостижимой надежды... Но когда с нами это случается, мы только радуемся, мыуходим утешенные, мы не думаем, что нам дано было то, чего никакими силами мы не можем добиться сами. МарияЕгипетская это поняла, Мария Египетская всю жизнь превратила в благодарение Богу. Она поняла, что, получив то, что ейбыло дано, уже нельзя жить, как она жила, можно жить только ликующей и скорбной благодарностью. От всего она ушла,что было ей соблазном, что держало ее в плену, и прожила какую дивную жизнь...

Нам не под силу поднять такой подвиг, но каждый из нас может сделать то, что ему под силу. И мы должны помнить, какАпостол Павел говорит, что все нам возможно в укрепляющем нас Господе Иисусе Христе, что сила Божия в немощисовершается. Но не той ленивой, бесплодной немощи, которой мы страдаем, которая нас замучивает и губит, а в другойнемощи – богоприимной, в той гибкости и слабости, которая рождается в человеке от сознания, что ему не достичь того, очем он мечтает, единственного, к чему он стремится, своими силами, но что силой Божией он этого может достичь. Итогда Господня сила нашу немощь наполняет, как ветер наполняет хрупкий, слабый парус, который, однако, может привестик пристани корабль... Это – богоприимная немощь, которая заключается в том, чтобы уже на себя не надеяться и отдать себяпослушливо, кротко, в руку Божию, исполняя Его волю только Его силой, и тогда все делается возможным: сила Божия внемощи совершается...

В этом ряду евангельских чтений, победоносных недель надежды, которые нас влекут сейчас к страстным дням, когда ужебудет время не веры, не надежды, но время зрения Божественной любви, – как должна нас укреплять святая Мария своимобразом, своим примером! Аминь.


Назад к списку